Эта история произошла в Китае во времена Лао Цзы. В одной деревне жил очень бедный старик, но ему завидовали даже цари, потому что у него был прекрасный белый конь. Цари назначали невероятные цены за коня, но старик всегда отвечал: «Этот конь — не просто конь, для меня он как человек. А как можно продать человека, друга?» Этот человек был беден, но коня не продавал.
Однажды утром он обнаружил, что коня нет в конюшне. Вся деревня собралась, и люди говорили: «Какой ты глупый! Мы знали, что коня когда-нибудь украдут. Надо было его продать. Какое несчастье!»
Старик сказал: «Не надо так говорить. Просто скажите, что коня нет в конюшне. Это факт, все остальное — суждения. Я не знаю, несчастье это или счастье, потому что это всего лишь эпизод. Кто знает, что будет дальше?»
Люди смеялись над стариком. Они всегда знали, что он не совсем в своем уме.
Но, спустя пятнадцать дней, ночью, конь вдруг вернулся. Его не украли, он просто убежал на волю. И, мало того, он привел с собой дюжину диких лошадей.
Люди вновь собрались и сказали: «Старик, ты был прав. Это не было несчастьем, напротив это оказалось счастьем».
Старик сказал: «Вы опять заходите слишком далеко. Просто скажите, что конь вернулся… кто знает, счастье это или нет. Это только эпизод. Вы прочли одно слово в предложении, как вы можете судить о всей книге?»
На этот раз люди ничего не сказали, но подумали, что он не прав. Как же, появилось двенадцать прекрасных лошадей!
У старика был единственный сын, который стал объезжать диких лошадей. Через неделю он упал с лошади и сломал ноги. Люди вновь собрались и стали судить. Они говорили: «Ты опять оказался прав! Это было несчастье. Твой единственный сын не может ходить, а ты такой старый, и он был твоей единственной опорой. Сейчас ты беднее прежнего».
Старик сказал: «Вы одержимы суждениями. Не заходите так далеко. Просто скажите, что мой сын сломал ноги. Никто не знает, несчастье это или счастье. Жизнь состоит из событий, а увидеть все сразу вам не дано».
Случилось так, что через несколько недель страна вступила в войну, и всех юношей деревни насильно забрали в армию. Остался только сын старика, потому что он был калекой. Вся деревня плакала, потому что страна потерпела поражение, и люди знали, что большинство юношей не вернется. Они пришли к старику и сказали: «Ты был прав, старик, это оказалось счастьем. Твой сын калека, но он с тобой. Наши сыновья ушли навсегда».
Старик опять сказал: «Вы все судите и судите. Никто не знает! Скажите только, что ваших сыновей заставили пойти в армию, а моего нет. Но только Бог, только мироздание знает — счастье это или несчастье».