Автомобильное путешествие в Тибет начинается из Катманду, расположенного на высоте примерно 1300 – 1400 м над уровнем моря.
На Тибет дорога прямо…
В первый же день пути мы поднялись до первой остановки в Тибете на высоте 3600. Высота встретила нас головными болями, повышением давления, тошнотой, желудочно-кишечными расстройствами и прочими прелестями. Двигаться можно было только как в замедленном кино: медленными медитативными шагами с исключением любых резких движений. Стоило об этом забыть, слегка ускорив шаг, – в ту же секунду начиналась одышка.
За ужином мне позвонила дочь, и я по привычке резво вскочив вышла из-за стола и пронеслась к двери метров 5. Говорить после этого я уже не могла: задыхалась, кружилась голова, в глазах темнело. Было ощущение, что я умру прямо сейчас.
Но нет, ничего, не умерла, отдышалась. А впереди ждали 5700…
Гест-хаусы (типа гостиницы)
Крохотная темная комнатка с низким потолком. Двери из фанеры. Из дверных и оконных щелей свищет ветер. Почти вплотную друг к другу стоят 4 кровати с несвежим постельным бельем (нужно либо брать свое, либо пользоваться спальником). И … плазменный телевизор! Туалет во дворе, ходить туда нужно с фонариком. Душ неподалеку через квартал и помыться в нем стоит в среднем около 6 долларов.
Еда
В Тибете я почти ничего не ела. В высокогорных районах Тибета едят преимущественно рис (меньше) и лапшу «доширак». Полагая, что могу есть что угодно, я в первый же день отведала этот «деликатес», и на следующее утром мой организм красноречиво объяснил мне все, что он думает по поводу подобных кулинарных изысков. Никаких глобальных последствий не случилось, но на протяжении всей поездки запах «доширака» вызывал у меня стойкую тошноту. Что касается риса, то его мало где можно было найти, а главное – я его не люблю.
Туроператоры о проблемах с едой предупреждали и настоятельно рекомендовали взять с собой орехи, шоколад, сухофрукты, что я, конечно же, и сделала. Но сладкое я тоже не люблю. Есть шоколад /сухофрукты, также как и рис, я могу только на фоне сильного голода. А голода в Тибете я не испытывала. Поэтому почти и не ела. Хотя нехватка энергоресурсов ощущалась, затрудняя ходьбу. Если бы меня там кормили горячим борщом, было бы веселее)))
Тибет
Высокогорные районы абсолютно пустынны, здесь почти никто не живет и ничего не растет, кроме выжженной солнцем и высушенной ветром травы. Немногочисленные населенные пункты находятся на расстоянии сотен километров друг от друга, а между ними лишь изредка встречаются кибитки и глинобитные мазанки кочевников.
При этом красоту окружающих пейзажей не передать словами! Низкие облака и невероятно синее небо отражаются в такой же синей воде высокогорных озер. Небо сливается с землей, и «ночуют тучки золотые на груди утесов великанов». Величие и покой нетронутой девственной природы, на фоне которой человек чувствует себя песчинкой. Никаких следов человеческой деятельности. Даже непонятно, зачем Китаю понадобилось оккупировать этот регион. Но дороги вполне неплохие. Правда совсем пустые: за день встречную или попутную машину можно увидеть раз – два.
Солнце палит нещадно, все неприкрытые участки тела обгорают в считанные минуты. Плюс ветер.
На одной из остановок посреди голой степи вдруг разнесся колокольный перезвон, точно такой же, как в записях «Тибетские колокола и чаши». Я просто обомлела: откуда? Оказалось, что тибетскими колоколами звонит стадо овец, пасущихся неподалеку: у каждой на шее колокольчик и при их перемещении создается совершенно волшебный разноголосый перезвон.
Кстати, сотовая связь есть почти везде, в том числе и у Кайласа. Интернет тоже часто встречается, но некоторые сайты, например фейсбук, заблокированы и не открываются. Но основная проблема – подзарядка. Потому что: не в каждом гест-хаусе есть розетка; не каждая розетка в гест-хаусе работает; когда случается такая редкая удача как работающая розетка, на нее выстраивается очередь (по принципу «кто первый встал, того и тапки») из 4 – 5 мобильных телефонов и такого же количества фотиков. У меня еще и фонарик был на аккумуляторе. А времени на все – одна ночь. Другая ночь – другой гест-хаус.
Тибетцы
Ну что сказать… Со времен Н. Рериха ничего не изменилось в смысле отсутствия представлений об элементарной гигиене. Мыться здесь не в традиции. Везде грязь, люди одеты неопрятно и дурно пахнут яками. В любом месте оседлого проживания даже одного-двух десятков тибетцев образуются просто невероятных размеров горы мусора. На вопрос «где туалет» отвечают, обводя широким жестом руки окружающую перспективу: «весь мир — туалет».
Однако, прежде чем выносить свои суждения о том, какие тибетцы грязные, дикие и нецивилизованные, уместно вспомнить о том, что это их мир, их земля, на которую нас никто не звал.
Цивилизация принесла в высокогорные районы Тибета хорошие дороги, по которым редко кто ездит. Но через каждые 30 — 50 км на этих дорогах установлены КПП с видеокамерами и тотальной проверкой документов.
Благодаря цивилизации западные люди получили возможность посещать эти места, в том числе и самые сакральные из них. При этом некоторые коренные жители Тибета не могут совершить Кору вокруг Кайласа, потому что у них нет разрешений от китайского правительства и их просто туда не пускают. И горы мусора – это порождение цивилизации, потому что складываются они из пластиковых бутылок и пакетов, алюминиевых банок, металлических и пластмассовых обломков.
С иностранцами тибетцы не заигрывают, не стараются угодить, не учат языки. Хотя враждебности тоже не выказывают и даже могут проявить интерес и согласиться сфотографироваться, хотя могут и категорически отказаться.
На удивление: внешне тибетцы очень сильно похожи на американских индейцев, настоящие «Доны Хуаны».