Сегодня часто говорят и пишут о том, что то, что сегодня называется «йогой», таковой на самом деле не является. Тем не менее, миллионы людей во всем мире делают асаны и вполне себе довольны. Так стоит ли вообще поднимать эту тему? Полагаю, стоит. Во-первых, из уважения к Традиции. А во-вторых, потому, что люди, вовлеченные в йогу, имеют право знать об истинном потенциале этой практики.
Йога и санскрит
Не менее половины статей на тему йоги начинаются словами: «В переводе с санскрита слово «йога» означает…» и дальше варианты на усмотрение автора. Например, «… означает соединение. Значит йога – это соединение…» дальше, опять на усмотрение автора, это может быть соединение души и тела, человека с Богом, мужчины и женщины, Солнца и Луны и т.д. Или другой вариант: «Слово «йога» означает упражнение или усилие, значит, йога – это система упражнений».
Но если не полениться и посмотреть, что означает слово «йога», в словаре санскрита, то можно с удивлением обнаружить, что оно означает более сотни различных вещей. Среди них: усердие, хитрость, работа, союз, приспособление, средство, созвездие, дисциплина, напряжение, обман ну и т.д., выбирай на вкус. Так что перевод с санскрита – не лучшая точка отсчета для понимания йоги.
Выбираем точку отсчета
Йога – плоть от плоти и кровь от крови индуизма. Бессмысленно пытаться разобраться с этим понятием вне контекста индуистской традиции. Поэтому для начала, нелишне обсудить некоторые идеи этой философии.
Люди любят размышлять над смыслом жизни: в чем он заключается. В индуизме, почти во всех его системах (исключение – миманса) цели человеческой жизни известны всем. Их четыре. Это дхарма – выполнение своего долга, жизненного предназначения, артха – накопление благосостояния, как материального, так и нематериального, кама – удовольствие, наслаждение, и главная – мокша – освобождение от череды рождений и смертей – колеса сансары, от всех человеческих ограничений и страданий, осознание себя как частицы Бога. Пути и способы, ведущие к мокше, тоже называются йогой.
Другая идея философии индуизма заключается в том, что в каждом человеке есть частица Бога – что-то типа бессмертной Души или Духа. Когда эта частица воплощается на физическом плане, т.е. в теле человека, она забывает о своей истинной божественной природе и начинает отождествлять себя с телом и личностью. Все практики, техники, способы и методы, которые способствуют тому, чтобы выпутать эту частицу из сетей заблуждения или неведения (авидьи), привести с отождествлению человека именно с этой частицей, а не с физическим телом, являются йогой. Именно йога как путь достижения мокши и трансцендентного состояния самадхи, освобождения от сансары, осознавания себя как частицы самопознающей сущности Бога и дает основания искать в этой древней традиции потенциал для всестороннего развития человека, его личностного роста, поисков духовности и т.д.
В каждом человеке есть частица Бога.
И хотя понятия мокши, авидьи, сансары отсутствуют в нашей традиционной культуре, то, что под ними понимается, вполне актуально для думающих и заинтересованных в саморазвитии современных людей, поскольку понимается под этим преодоление ограничений человеческого ума, развитие такого уровня сознания, который позволяет видеть и понимать жизнь и мир в целом, причинно-следственные связи в нем глубже, чем подавляющее большинство людей. К чему и должна приводить йога.
Но это совсем не та йога-физкультура, йога, ставшая синонимом слову «асана», которая сегодня повсеместно практикуется в спортзалах, фитнесс-клубах и йога-студиях. Более того, для духовного развития практика асан вообще не нужна.
Йога Бхагавад Гиты
Для этого, согласно мировоззрению индуизма, нужно выполнять свой жизненный долг, изучать священные писания, совершать религиозные обряды и паломничества, иногда практиковать тапас – духовное подвижничество, например, соблюдать посты, не привязываться к результатам своего труда, не совершать насилия, преодолевать свои негативные черты характера – алчность, раздражительность и др., соблюдать другие морально-этические нормы и правила. Это идеи, изложенные в Бхагавад Гите и во множестве других древних текстах. Но этот путь не единственный. В монументальном труде по йоге «Йога Сутры» Патанджали излагается другой метод – метод дисциплины ума. А в хатха-йогических текстах приводятся свои практики. Поэтому, даже рассматривая йогу как систему духовного роста, мы все равно должны уточнять, что имеется в виду. Потому что йога «Сутр» Патанджали – это не йога Бхагавад Гиты, а йога Бхагавад Гиты – это не йога Сватмарамы.
Для разных людей пути различны, каждому свое.
Противоречий между ними нет. Просто для разных людей пути различны, каждому свое. Более того, Бхагавад Гита – произведение монументальное и всеобъемлющее – вовсе даже не обходит вниманием идеи, позже, но более полно и структурировано, изложенные Патанджали. Вот для примера цитата: «В чистом месте воздвигнув твердую опору для себя, … покрытую тканью, оленьей шкурой и травою куша, одна на другой, сосредоточив сознание на одном, подавивший деятельность мысли и чувств, воссев на той опоре, да прибегнет он к йоге ради самоочищения. Тело, голову и шею ровно держа и неподвижно, стойкий взор направив на кончик носа и не оглядываясь по сторонам, умиротворенный душою и лишенный страха, твердый в исполнении обета целомудрия, сознание подавив, мыслью ко мне обратившись, да восседает, поглощенный только мною». Узнаваемо?
Йога Патанджали
Йога Патанджали – это тоже не «йога асан». Об асанах Патанджали говорит только, что это удобная устойчивая поза для дальнейшей практики дыхательных и созерцательных упражнений и приводит 4 варианта этой позы. Йога Патанджали – это философская система – Йога Даршана, одна из шести ортодоксальных систем индуизма, которая излагается в тексте «Йога сутры». Тексте, который большинством практикующих «не читан; если читан, то не понят; если понят, то не так». И в этом, кстати, нет ничего ужасного и удивительного, ведь люди (подавляющее большинство, практически все) приходят в йога-залы не философию изучать, а улучшить свою физическую форму и состояние здоровья, растянуться-расслабиться-успокоиться-сделать-красивые-селфи.
Но если вдруг человек начинает интересоваться йогой, у него возникает желание узнать о ней побольше и что-нибудь почитать, тут либо он сам находит, либо ему посоветуют этот текст, потому что принято считать, что именно в нем кроются истоки современной йога-практики.
Йога Патанджали – это система дисциплины и тренировки ума (а не тела).
И вот, постояв в спортзале на голове, посидев в шпагате и, возможно, уже считая себя продвинутым практиком, преисполнившись желания углубить свою практику посредством новых знаний, человек приходит домой, достает «Йога сутры» и говорит: «Шоэта? О чем это? Причем здесь йога?!!!» Зачастую после этого желание читать какую-либо литературу по йоге либо вообще отпадает, либо удовлетворяется книжками, типа «Стопицот упражнений йоги для упругих ягодиц» и т.п.
Йога Патанджали – это система дисциплины и тренировки ума (а не тела), остановки бессмысленного и непрестанного блуждания мыслей – «мыслеверти остановка», расширения границ сознания и иного восприятия мира и себя. Речь не о том, что современному человеку это не нужно, очень даже не помешало бы, просто на йогу подавляющее большинство людей приходят не за этим а, соответственно, и получают совсем другое.
Хатха-йога
Истоки сегодняшней фитнесс-йоги лежат не в «Сутрах» Патанджали, а в тантрических трактатах по хатха-йоге, например, в «Хатха-йога Прадипике» Сватмарамы и др. Именно в этих текстах уделяется внимание практике асан, очистительным процедурам, описываются разнообразные пранаямы, бандхи, мудры и актуализируются вопросы продления жизни, сохранения молодости и здоровья. Но ни совершенство тела, ни физическое здоровье и здесь, в хатха-йоге, не являются самоцелью. Это лишь побочные эффекты практики на пути к все той же главной цели – самадхи.
Современная «йога» — внебрачное дитя фитнеса и тантры, подкидыш на пороге Йога Даршаны, унаследовавший имя приемного родителя.
Современному человеку самадхи не нужно, ему нужны красивые селфи. В результате йога вырождается в банальную (в лучшем случае, а в худшем еще и травмоопасную) физкультуру. По сути, эта «йога» — внебрачное дитя фитнеса и тантры, подкидыш на пороге Йога Даршаны, унаследовавший имя приемного родителя. Есть ли смысл в такой практике? Ну какую-то пользу она, безусловно, все равно приносит. Грамотная практика, даже без каких-либо высоких целей, реально помогает избавиться от болей в суставах и позвоночнике, от бессонницы, снизить уровень стресса и тревожности, нормализовать эмоционально-психологический статус, укрепить здоровье и улучшить физическую форму. Но это – капля в море по сравнению с нереализуемым потенциалом, который растрачивается впустую.
Практиковать йогу нужно творчески и осмысленно, осознавая ее потенциал и возможности.
Все это, однако, не означает, что не нужно заниматься йогой. Это означает, что практиковать йогу нужно творчески и осмысленно, осознавая ее потенциал и возможности. Тогда эта практика, соприкосновение с другой культурой, другим мировоззрением, новые ощущения, какая-то личностная перестройка мотивируют человека абстрагироваться от примитивных житейских ценностей и посмотреть: что же еще есть в этом мире интересного, кроме секса и денег. В таких случаях йога, даже если она начиналась с практики асан, открывает новые, бесконечные горизонты познания и личностной трансформации. Пренебрегать этими возможностями, ограничивая практику только асанами, — все равно, что микроскопом гвозди забивать.